Я ждала этот эпизод давно. Он должен был окончательно определить мое отношение к Доктору, каким его видит Стивен Моффат. Вообще, весь седьмой сезон в этом плане показательный, потому что Одиннадцатого наконец видно.
И Моффат совершенно неожиданно нигде и ни в чем меня не разочаровал.
Мне уже довольно привычно подробно описывать что мне не понравилось и почему. Сегодня я попробую расписать что мне понравилось. С почему могут быть проблемы. Это как с мотивацией персонажей - злодеям она нужна, а положительным персонажам не особенно.
Итак по порядку:
WORNING! ПРОСТЫНЯ Я не особенно люблю компашку с Патерностер, преимущественно потому, что они все небезынтересные персонажи и их много. В итоге они занимают много места, тянут одеяло на себя и не всегда себя сюжетно оправдывают. Я думаю, им катастрофически нужен спин-офф. Например, Джек получил свой спин-офф и из основного сериала на продолжительное время исчез. Хочу Джека обратно и посмотреть на Джек|Одиннадцатый. Это было бы нечто. Вот и этим троим нужен свой сериал, с лесбиянками и закосом под Шерлока Холмса. Более того, мне почему-то кажется, что Моффат туда и метит. У РТД аж два спин-оффа, а у него еще ни одного. Не порядок.
А вот Mad Tea Party - это блеск. И сервиз в розочки. Очень интересно по каким еще поводам они собираются на вот такие conference call. Отход от темы: мне безумно нравится как Моффат играет с семантикой в диалогах в этом сезоне. Про игры с интонацией я уже писала вот здесь. Но еще есть чудные каламбуры типа conference call и mobile phone. Я считаю это гениально, главным образом потому, что это и в самом деле surprisingly accurate description. Я практически уверена, что это новая фишка именно Моффата, потому что видела примеры именно в Asylum of the Daleks, The Snowmen, The Bells of St John и вот непосредственно The Name of the Doctor.
Но продолжим. Взаимодействие Ривер и Клары меня удивило и порадовало. Честно говоря, я не представляла, в каком ключе они будут общаться. Я бы предпочла их вообще не сталкивать в одном сюжете. Кроме того, давайте признаем, что Стракс в кое-то веки джентельмен и потрясающе разрулил неловкий момент с гендерной идентификацией Ривер Сонг. Браво.
Мерлин, с такими темпами этот пост никогда не кончится.
Мы тем временем переносимся обратно домой к Кларе, где никого из домашних почему-то не напрягло, что Клара спит одетая и в обуви и на полу. Про little daleks сказали уже все кому не лень. Я бы хотела обратить внимание, как комфортно Кларе и Доктору друг с другом. Они легко впускают друг друга в свое личное пространство, не испытывают чувства неловкости. Одиннадцатый помещает себя в личную жизнь Клары легко и непринужденно, не задумываясь. Семья Клары принимает это как должное. Клара наблюдает за этим с легким положительным изумлением, amusement. Это такой одомашненный Доктор: прилетает по расписанию, сидит с детьми, изобретает квадрацикл.
Теперь сцена, которую лично я считаю лучшей в этом эпизоде. Да что там, лучшей в сезоне. Доктор сидит на диване у Клары в гостиной. Он такой растерянный, такой испуганный, такой настоящий. И Клара делает чай. Чай - лекарство от всех болезней и решение всех проблем. Если не знаешь что делать, делай чай. И Клара не знает, что делать. У нее в гостиной сидит Доктор - пришелец с двумя сердцами и, возможно, двадцатью семью мозгами, он не умеет пилотировать самолет, но умеет все остальное. И он плачет. А Клара стоит такая с двумя чашками в руках и, кажется, что сейчас заплачет тоже. Наверное это как смотреть как при тебе вдруг плачет папа, который сильный и умный и никогда при тебе не плакал. И если плачет он, тот кто всегда был самым сильным, то что же делать тебе? У тебя нет двух сердец и двадцати семи (возможно) мозгов, и ты даже не можешь обнять его, потому что у тебя в руках две чашки дурацкого чая.
А потом Доктор говорит "It won't hurt a bit" и "I lied", и я не могу не думать, что это у них семейное. И он кричит на Клару. Это такая черта от Донны, словно ты сможешь изменить мир, если станешь кричать на него.
Еще один повод любить сериал - бесконечные отсылки ко всему на свете. Вот сяду и разберу сценарий на кусочки, потом напишу что нашла, а пока: Доктор хотел уйти на покой и разводить пчел. Как Шерлок Холмс.
Я понимаю, огромная Тардис до самого неба вместо могильного камня, это такой способ сказать, что Доктор - воин самого высшего ранга. Однако, в таком случае, чтобы обозначить его могилу не хватило бы всего Трензалора, всей планетарной системы, всей галактики. Доктор - явление слишком большое, чтобы уместить в одной Тардис, даже если она и Bigger on the inside. Мне всегда казалось, что для того чтобы обозначить гибель Доктора не хватит целой Вселенной. И уж точно человек ( в общем смысле слова), чье имя горит в Каскаде Медузы, не может быть похоронен на богом забытой планете. Кроме того, интересно, что же все-таки произошла на Трензалоре, что человек, запечатавший Временную Войну не пережил какую-то средних масштабов заварушку.
Тардис имеет свойство ремонтироваться самостоятельно, хоть Доктор и имеет привычку всячески ей в этом мешать. Я не знаю, сколько времени заняло бы у Секси залатать битое окошко, но могу преположить, что не так уж и много. Тем временем окошко у Тардис-монумента все еще разбито. Значит ли это, что Трензалор во временной линии Доктор не так уж и далеко?
Еще меня смущает, что Моффат делает упор на тот факт, что Доктор не для всех добрый волшебник. Для кого-то он убийца, мясник и варвар. Это несомненно логично. Доктор прожил одиннадцать жизней, разобрался с бесчисленным количеством злодеев, не удивительно, что для этих самых злодеев он головорез. Эту песню нам пели еще в Pandorica Opens. Я не помню, давали ли прозвища олдскульным Докторам, но в эру РТД Доктор был не только Oncoming Storm, но и Lonely Boy, Lonely Angel, Stuff of Lagends, Lonely God. Прозвища, которые Моффат дает Одиннадцатому совсем не так поэтичны, например Preditor. У каждой медали две стороны, но Вселенная, какой мы ее знаем, сформировалась именно такой при непосредственном участии Доктора. Надо об этом тоже иногда напоминать. Да он Destroyer of the Worlds, но он же и Wonderful and Forever. Не надо сгущать краски.
Вот опять. Насколько я помню, имя Доктора горит среди звезд. Он его прячет, да, но по умному - на самом видном месте. Имя Доктора написано на Галлифрейском. Его никто никогда не прочтет. Кроме Ривер, Моффат, зачем? Потому что некому. А все кто мог умерли, а даже если бы были живы, то им его имя было бы без надобности. Я почему-то всегда думала, что Галлифрей и Скаро заперты вместе во временной войне ( apparently not) где-то в Каскаде Медузы. И что Доктор запечатал их своим именем, как печатью апокалипсиса.
The secret hidden in the dippest shadow. Да, dippest shadow - Каскад Медузы - жопа мира, конечно.
Мне безумно понравилось, что Клара путешествовала по регенерациям. Я визжала от восторга. Я выкрикивала их имена, когда они пробегали мимо. И костюмы у Клары из разных эпох ну просто великолепные. И можем мы на минуточку остановиться и осознать, что Освин Освальд - Клара Десятого? Это же прекрасно! А Клара, которая была на Галлифрее, когда все началось? Клара в костюме Галлифрейского механика? Она таймлорд? И где Восьмой?
Это еще раз про то, что это его Клара, абсолютно, совершенно его. Его девочка, специально для него рожденная, как в любовных романах. Бери, оберегай, обнимай, целуй ладошки - она вся как есть для тебя.
И она плачет когда ему больно. Когда все остальные стоят как оглушенные, она одна перед ним на коленях, словно ее прикосновения облегчат его боль. И она может не замечает вообще, что слезы катятся. Но ему больно и она плачет. Для меня это почему-то важно.
Но у меня вот есть большой вопрос. Гигантский можно сказать вопрос. Предположим Джон Херт - забытая девятая регенерация Тайм Лорда. Тогда Одиннадцатый Доктор - двенадцатое тело? Предположим. Тогда все равно остается тело тринадцатое и последнее. Это как миниму и если Херт считается за регенерацию. И вот отсюда вопрос: Клара вошла в его временной поток, временной поток, который стал открыт лишь после смерти Доктора, которая предположительно произошла после его последней регенерации. Клара видела каждого Доктора и помнит их всех, кроме Херта. Где Двенадцатый (Тринадцатый)? Хотя бы тень. Хотя бы намекна силуэт. Но нет. Там только предыдущие Доктора. И Одиннадцатый. Какой по счету Доктор умер на Трензалоре?
В общем и в целом, мне не страшно ждать Аниверсари. Не страшно и не срочно. The Name of the Doctor насытил мою потребность в continuity и одним своим названием удовлетворил мою страсть к отсылкам к Розе. Сам эпизод был не перегружен, мил, и в кое-то веки в финале сезона хоть что-то прояснил. Как и весь сезон он оставил мне очень приятное послевкусие узнавания Доктора. До седьмого сезона Одиннадцатый раз двадцать сказал I'm the Doctor, и только сейчас, лично для меня, он им окончательно стал.
Удивительно другое: даже единственный эпизод, который должен был целиком и полностью быть про Доктор -The Lodger - на самом деле опять не про него, а про Крейга, зато каждый эпизод с Кларой, every single one of them, про Одиннадцатого как он есть.